Анализ пьесы "Гроза" А.Н.Островского
Шкатова Ирина Евгеньевна
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства.К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Прототипом главной героини пьесы, Катерины, была актриса Косицкая, с которой драматург состоял в очень близких отношениях. Женщина была замужем, да и сам драматург имел жену. Несмотря на это, они любили друг друга, и первой исполнительницей роли Катерины стала именно Косицкая.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Смысл названия
Название «Гроза» могло быть дано произведению по той причине, что это слово лучше всего передаёт произошедшее в тихом провинциальном городе – после долгого нагнетающего напряжения происходит неизбежный слом, взрыв, который навсегда меняет судьбу многих персонажей. Смысл заглавия передает идею самого произведения: застойному и душному городу нужна была свежесть и встряска грозы. Они явились в образе Катерины.
Сама же гроза, как природное явление, играет важную роль в пьесе, символизируя собой неизбежность кары — рок, нависший над героями. Тучи сгущались над Катериной после измены, и вот ее признание и, наконец, самоубийство, совпавшее с громовым явлением природы, стали своеобразными стихийными бедствиями в судьбе семьи Кабановых и самого Калинова. Роль грозы в пьесе — это метафора происходящих там событий, природное выражение социального конфликта.
Темы
Тематика пьесы «Гроза» интересна и насущна даже сегодня:
- Быт и нравы Калинова – На первый взгляд жители Калинина кажутся благообразными провинциальными людьми, живущими согласно древнему патриархальному укладу. Однако на самом деле вся их мораль оказывается одним сплошным лицемерием. Городок насквозь прогнил и погряз в жадности, пьянстве, блуде и взаимной ненависти. Кредо, по которому живут калининцы – поддержание любой ценой лишь внешнего благополучия, под которым прячется реальное положение дел.
- Любовь – По мнению Островского, только самые благородные и чистые люди, вроде Катерины, способны на настоящую любовь. Она придает жизни смысл, а человеку дает те самые крылья, о которых так мечтала героиня. Однако в то же время писатель показывает, что зачастую чувства приводят человека к полному краху. Мелочный и ханжеский мир не приемлет искренние эмоции.
- Семья – Классическая купеческая семья подвергается осмеянию и осуждению в пьесе. Драматург осуждает браки по договорённости, в которых супруги вынуждены скрывать свои истинные чувства и смиряться с волей родителей. Осуждает Островский и безраздельную власть старших в патриархальных семьях, которая выставляется самодурством выживших из ума злобных стариков.
- Совесть. Главная героиня стала жертвой укора совести, которая не позволила ей простить себя за связь с Борисом. На самоубийство Катерину толкнули не столько страдания в доме Кабановых, сколько осознание справедливости упреков и побоев. Она «ходила как тень», потому что бичевала себя гораздо сильнее, чем Кабаниха или Тихон. Отступничество Бориса еще сильнее убедило героиню в том, что ее порыв к любви был греховным и останется бременем на ее совести, пока она не покинет дом мужа навсегда. Кроме того, жизнь без любви с Тихоном тоже воспринималась женщиной как продолжение блуда.
- Счастье. Поиск счастья объединяет всех молодых героев пьесы. Катерина ищет его в любви и свободе духа, Варвара — в своеволии исподтишка и свободе мысли, Тихон — в кабаках и веселых компаниях, Борис — в связи с Катериной и осознании собственного превосходства над недалекими жителями Калинова. А вот Кабаниха и Дикой путают счастье с довольством, поэтому ищут только власть и деньги.
- Свобода. Стремление к воле тоже характеризует всех молодых героев, потому что старый патриархальный мир всем кажется золотой клеткой. Катерина ищет полную и безраздельную независимость, она готова на кардинальные меры — таков ее честный и прямой характер. Варя добивается свободы украдкой ценой хитрости и системы уступок, что тоже ей свойственно. Тихон воспринимает независимость буквально и довольствуется побегами из дома в деловые поездки. Борис хочет свободы, но не готов за нее заплатить, поэтому отказывается от побега с Катериной. Он крепко привязан к деньгам и не видит без них независимости для себя.
- Вера. Религиозность автор делит на показную и настоящую. Большинство жителей Калинова суеверны, но настоящей веры у них нет, поэтому они все грешат, но тайно. Зато на людях все они разделяют ханжескую мораль и демонстрируют боязнь Бога и его суда. Истинная вера есть у Катерины, которая долго не решается на грехопадение, а потом не может себя простить. Она изо всех сил старается жить по заповедям, но не напоказ, а на самом деле. Поэтому автор всячески подчеркивает, что никто не имеет права ее судить.
- Прогресс. Автор затрагивает тему научного прогресса и его тернистого пути в российской глубинке, где ему противостоят суеверия и невежество. Кулигин пытается установить громоотвод, но натыкается на грубое и ложное представление обывателей о природе грозы и ее назначении.
Композиция
Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Жанр
По мнению самого Островского, «Гроза» является драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придаёт большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в пьесе «Гроза» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона.
имя героя | сословная принадлежность и роль | харатеристика |
катерина кабанова | дворянка, жена купца | главная героиня произведения. умная, возвышенная и добрая девушка. искренне презирает мелочность, лицемерие и зашоренность жителей города. мечтает вырваться из этой атмосферы. принципиальна, а потому не смогла скрыть супружескую измену и призналась в этом. однако в итоге оказалась не готова к прямому противостоянию с обществом и, не выдержав травли, покончила с собой. |
марфа кабанова (кабаниха) | купчиха, вдова, глава семьи | богатая купчиха. вдова. поборница ханжеской морали. суеверна, необразованна, ворчлива, однако абсолютно уверена в своей безграничной мудрости. считает себя правой во всех вопросах. установила в доме свою неоспоримую власть. безраздельно управляет сыном — тихоном, ограничивает во всём дочь – варвару, и изводит катерину. |
борис | племянник дикого, пытающийся вернуть наследство | прогрессивный молодой человек. желая вернуть деньги, которые положены ему по закону, попал в кабальную зависимость от дикого. как и катерина, искренне презирает консервативных и невежественных жителей калинина, но также не выдерживает прямого противостояния и оставляет катерину, рекомендуя ей покориться судьбе. |
кулигин | мещанин, изобретатель, сторонник прогрессивного мышления | механик-самоучка. один из немногих достойных жителей города, вынужденный, однако, смириться с порочностью и лицемерием его жителей. пытается собрать средства на устройства громоотводов, которые могли бы помочь городу, но терпит неудачу. один из немногих, кто сочувствует катерине. |
савел прокофьич дикой | купец, хозяин жизни, важное лицо в городе | старый жадный купец. брюзга и самодур. невежественен и самодоволен. периодически обворовывает своих работников. жестоко тиранит и принижает тех, кто беднее и слабее, чем он, включая своего племянника — бориса, но пресмыкается перед теми, кто богаче и влиятельнее его. |
тихон кабанов | сын кабанихи, купец | безвольный сын марфы игнатьевны. до ужаса боится матери, а потому не может защитить от неё даже свою жену. предел его мечтаний – это покинуть дом хотя бы на пару недель, чтобы избавиться от контроля кабанихи. в эти периоды он пьет и гуляет. признаётся кулигину, что во время отъезда сам изменял катерине. только самоубийство катерины вдохновляет его на краткосрочный бунт против матери. |
варвара кабанова | сестра тихона | сестра тихона. в отличие от брата, не испытывает безвольного ужаса перед матерью. заметив взаимные чувства между катериной и борисом, она организует их тайную встречу, внося свою лепту в самоубийство главной героини. в конце пьесы сбегает из дома с любовником. |
Что говорили критики о «Грозе» Островского? Пьеса воспринималась неоднозначно в годы своего создания, неоднозначно воспринимается она и сейчас. В основном споры велись и ведутся вокруг морального образа Катерины.
Если критик Николай Добролюбов воспринимал её как положительного персонажа, как «луч света в тёмном царстве», то Дмитрий Писарев напротив видел в Катерине – инфантильную и глупую купчиху, такую же порочную и лицемерную, как и люди вокруг неё.
Так или иначе, на сегодняшний день «Гроза» являет собой монумент русской драматургии, свидетельство культурной жизни и настроений интеллигенции Российской империи девятнадцатого века.
Цель «Грозы» — показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм, который господствует в «темном царстве» — в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества, внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим, — так и тот убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека. («Гроза». Драма А. Н. Островского», журнал «Московский вестник», 1859 г., № 49)
О жизненности и искренности драмы Островского говорили многие рецензенты. Его произведениям верили и зрители, и читатели.
«…произведения г. Островского поселяют какую-то уверенность, что он все это слышал где-то, где-то видел, не в своем воображении, а в действительности. Так ли было или нет — все равно, дело в впечатлении. <…> (Н. Ф. Павлов, статья «Гроза», газета «Наше время», 1860 г., №1)
О новаторстве и свежести взгляда Островского на общественные явления критики тоже говорили не раз.
«Если мы скажем, что новая драма Островского — «Гроза» … принадлежит к явлениям, выходящим из ряда обыкновенных явлений на нашей сцене — то, конечно, даже и молодые скептики не упрекнут нас в этом случае за увлечение … . Новая драма г. Островского, по нашему крайнему убеждению, принадлежит к замечательным явлениям русской литературы — и по мысли, заключающейся в ней, и по выполнению». (И. И. Панаев, ««Заметки Нового поэта» о «Грозе»», журнал «Современник», 1859 г. №12)
В частности, А.Н. Островский существенно обогатил галерею женских образов русской литературы.
В «Грозе» слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. <…> Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его.» (М. М. Достоевский, ««Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского», «Светоч», 1860 г. №3)
Особенностью пьесы «Гроза» является уникальный национальный язык, который передает русскую ментальность и ее неоспоримую самобытность.
… язык Островского представляет богатейшую сокровищницу русской речи. Мы можем в этом отношении поставить в один ряд лишь трех писателей: Крылова, Пушкина и Островского.» (А.М. Скабичевский, книга «История новейшей русской литературы. (1848-1890)», Санкт-Петербург, 1891 г.)